В учреждении образования имеется опыт организации и содержательного наполнения шестого школьного дня, сложились традиции, определилась система в его проведении.
Ведущие принципы работы по организации досуговой деятельности:
1. Учёт современных потребностей и запросов учащихся
3. Массовость и развивающий характер мероприятий
5. Участие родительской общественности
6. Взаимодействие с учреждениями культуры, физкультуры и спорта, дополнительного образования детей и учащейся молодёжи.
7.Вовлечение в проводимые мероприятия учащихся из неблагополучных, неполных семей, учащихся, состоящих на учёте в ИДН, на ВШУ, признанных находящимися в социально опасном положении.
Важнейшими составляющими досугового пространства учреждения образования являются: отдых, развлечения, творчество, просвещение.
Организация досуговой деятельности позволяет максимально обеспечить занятость учащихся в свободное время, создаёт альтернативу праздному времяпровождению, способствует формированию социально активной личности.
С целью максимального удовлетворения интересов и запросов, учащихся по организационно-содержательному наполнению шестого дня ежегодно проводится анкетирование учащихся, что позволяет анализировать удовлетворенность учащихся мероприятиями шестого дня недели, совершенствовать его модель, содержание, планирование мероприятий, корректировать работу объединений по интересам (по запросу учащихся). К планированию предлагаемых в субботу мероприятий привлекаются учащиеся, предоставляется им возможность проявлять инициативу, высказывать пожелания, вносить предложения.
С учетом методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь при планировании работы с учащимися в шестой день недели используется тематический подход к планированию. Каждая суббота имеет свое приоритетное направление. В рамках каждой субботы есть своё «ключевое дело», организация и проведение которого позволяют обеспечить максимальный охват учащихся.
Значимое место в системе воспитания учащихся в шестой школьный день занимает деятельность ОО «БРПО» и ОО «БРСМ». В школе создаются условия и обеспечивается необходимая поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений.
Заинтересовать учащихся, включить их в социально-позитивную деятельность, предложить им альтернативу вредным привычкам, помочь правильно планировать досуг, разумное развлечение – задача педагогического коллектива школы. Для этого следует:
- использовать многообразные формы организации и проведения дней здоровья, спорта и туризма;
- организовать межшкольные воспитательные мероприятия;
- активизировать сотрудничества с учреждениями культуры и спорта, Белорусским обществом Красного Креста и Красного Полумесяца;
- использовать интерактивные формы проведения информационно-просветительских мероприятий.
Участие детей и подростков в культурно-массовых мероприятиях формирует индивидуальный стиль, помогает реализовать свои возможности, укреплять собственную значимость, поднимать свой статус.
Свободное время у школьников — прекрасная возможность для развития внутрисемейных отношений, для общения между родителями и детьми. Идеально, когда дети в выходные дни находятся вместе с родителями. Но, реально оценивая кризисное состояние многих семей, нежелание и неумение родителей общаться со своими детьми, проводить совместно досуг, подводит к необходимости, чтобы школа регулировала этот процесс. Привлечь родителей, сделать их соучастниками воспитательного процесса – это одна из задач шестого школьного дня.
В организации свободного от уроков школьного дня исключительно важным является взаимодействие школы со всевозможными институтами социума, что позволяет школе функционировать как открытой социально-педагогической системе, совместно решая проблемы занятости и развития учащихся. Никого не нужно убеждать в том, что жизненное пространство ребенка в шестой школьный день не должно ограничиваться только школой.
Досуг ребёнка должен носить не только ярко выраженный общественный характер, но и иметь для него личностный смысл. Только при сочетании общественного значения и личностной значимости деятельность становится привлекательной для детей и приобретает воспитывающее влияние. А если у ребёнка есть возможность выбора и учтены его интересы и актуальные потребности, привлекательность деятельности возрастает ещё больше.
Дети с удовольствием и желанием придут в свой свободный день в школу, если в ней царит доброжелательная психологическая атмосфера, если стиль общения с детьми носит демократический, уважительный характер, если учтены их потребности в ярких, необычных делах, в добрых отношениях.
Поэтому добровольность, отсутствие принуждения, свобода выбора, самовыражение, активная позиция детей в организации коллективной деятельности, яркой, романтичной, творческой, где каждому найдется достойное место – необходимые условия организации досуга учащихся.
В 2016/2017 учебном году ресурсный центр работал первый год в соответствии с планом работы, утвержденным директором школы. Основной целью работы ресурсного центра является оказание помощи в организации и проведении мероприятий и организации досуга учащихся в шестой школьный день для учреждений, которые находятся в сельской местности, совершенствование работы учреждений образования в шестой школьный день.
Задачи Ресурсного центра:
- повысить профессиональную компетентность педагогов, оказание им информационно-методической поддержки по актуальным вопросам совершенствования работы в шестой школьный день;
- разработать и внедрить воспитательные проекты;
- систематизировать и обобщить педагогический опыт по организации шестого школьного дня;
- обеспечить реализацию различных форм социального партнёрства.
Работа ресурсного центра велась по пяти направлениям:
- Организационно-методическая работа;
- Работа с педагогами;
- Работа с учащимися;
- Работа с родителями;
- Сотрудничество с учреждениями образования района.
На протяжении учебного года учебно-методический материал ресурсного центра систематизировался и обновлялся. Регулярно сменялись материалы на стенде «Шестой школьный день». Пополнялась библиотека и медиатека центра.
Результаты работы ресурсного центра:
1. Повысился интерес и участие учащихся в мероприятиях шестого школьного дня.
2.Разработаны методические рекомендации по проведению спортивно-массовых мероприятий.
3.Разработаны сценарии воспитательных мероприятий впомощь классному руководителю
3. Создан каталоглитературы ресурсного центрапо организации работы в шестой школьный день
5. Разработан и реализован проект шестого школьного дня «Традиции народной куклы»
6. Проведены мероприятия с участием педагогов и учащихсядругих школ:
- военно-спортивная игра «А ну-ка, парни!»;
- экскурсии в школьный краеведческий музей «История родного края»;
- мастер – классы по изготовлению народных кукол;
- благотворительный концерт «Доброе сердце»;
- соревнования по мини-футболу;
- соревнования по волейболу;
- День лыжника.
7. Для педагогов – организаторов района было проведено районное методическое объединение с целью обмена опытом по организации работы детских и молодежных организаций. На практике были продемонстрированы следующие воспитательные формы работы: урок мужества, агитбригада, квест-игра.
Положение
о ресурсном центре воспитательной направленности
«Проведение мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ»
государственного учреждения образования
«Долговская средняя школа Солигорского района»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение определяет цели, задачи, организацию деятельности, направления работы, структуру районного ресурсного центра воспитательной направленности «Проведение мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ»
1.2. Ресурсный центр государственного учреждения образования «Долговская средняя школа Солигорского района» обеспечен квалифицированными педагогическими кадрами, обеспечивающими качественную организацию свободного времени.
1.3. В своей деятельности Центр руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы, иными законодательными актами Республики Беларусь, Министерства образования, локальными документами управления образования Миноблисполкома, отдела образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома по направлениям воспитательной деятельности, настоящим Положением.
1.4. Центр не является юридическим лицом.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
2.1. Основной целью деятельности ресурсного центра «Проведение мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ» является обобщение и распространение педагогического опыта государственного учреждения образования «Долговская средняя школа Солигорского района по организации и проведению мероприятий шестого школьного дня, направленных на воспитание культуры быта и досуга учащихся.
2.2. Задачи ресурсного центра:
- повысить профессиональной компетентности педагогов в организации свободного времени учащихся;
- разработать и внедрять в деятельность воспитательные проекты;
- изучить образовательные потребности педагогических работников;
- консультировать и оказывать педагогам информационно-методическую поддержку по актуальным вопросам воспитания;
- систематизировать и обобщить педагогический опыт работы по реализуемым направлениям через создание и сопровождение электронных СМИ, осуществление издательской деятельности
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
3.1. Организационно-методическая работа.
Предоставление имеющихся педагогических, информационных, интеллектуальных ресурсов для:
- подготовки и проведения научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов воспитательной направленности;
- участия в реализации педагогических проектов по направлениям воспитания;
- содействия функционированию сети школьных, районных методических объединений педагогических работников;
- организации методических консультаций по актуальным вопросам воспитания.
3.2. Информационно-методическая работа:
- участие в формировании банка педагогической и методической информации;
- организация и проведение семинаров, практикумов, мероприятий по организации свободного времени учащихся;
- формирование библиотеки современной методической литературы по организации и проведению воспитательных мероприятий;
- создание медиатеки, предназначенной для работы педагогов школы и района;
- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде организации свободного времени учащихся;
- взаимодействие с другими ресурсными центрами;
- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по организации свободного времени учащихся.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
4.1. Ресурсный центр по организации свободного времени открывается приказом начальника отдела образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома по заявке государственного учреждения образования «Долговская средняя школа Солигорского района» на определенный срок, обусловленный востребованностью направления деятельности.
4.2 Создание центра на базе государственного учреждения образования «Долговская средняя школа Солигорского района» не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется.
4.3. Управление осуществляется в соответствии с законодательством в области образования и Уставом государственного учреждения образования «Долговская средняя школа Солигорского района» и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
4.4.Ответственность за работу ресурсного центра возлагается на заместителя директора по воспитательной работе.
4.5. Государственное учреждение образования «Долговская средняя школа Солигорского района» в целях организации осуществления им функций ресурсного центра «Проведение мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ» самостоятельно разрабатывает и принимает необходимые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству, Уставу государственного учреждения образования «Долговская средняя школа Солигорского района» и настоящему Положению.
4.6. В ресурсном центре «Проведение мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ» должна быть следующая документация:
-Положение о ресурсном центре;
-план работы;
-отчеты о проделанной работе;
-приказ об открытии ресурсного центра.
4.7. В конце учебного года руководитель предоставляет отчет о проделанной ра-боте в отдел образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома.
4.8. Деятельность Центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам.
4.9. Основанием для прекращения деятельности Центра является приказ начальника отдела образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома.
5. СТРУКТУРА ЦЕНТРА, РУКОВОДСТВО, КОНТРОЛЬ
5.1. Структура Центра определяется учреждением образования самостоятельно.
5.2. Непосредственное руководство текущей деятельностью Центра осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом руководителя учреждения образования, на базе которого ресурсный центр функционирует.
6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
6.1. По итогам деятельности ресурсного центра руководитель и другие педагогические работники школы премируются на основании Положения о материальном стимулировании работников.
7. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
7.1. совершенствование содержательного наполнения шестого школьного дня;
7.2. оптимизация деятельности объединений по интересам;
7.3. активизация сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, учреждениями спорта и туризма, учреждениями культуры.
План работы ресурсного центра по проведению мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ на 2018/2019 учебный год
№ |
Мероприятия |
Срок проведения |
Ответственный |
I.Организационно-методическая работа |
|||
1 |
Обновление материалов ресурсного центра (стенды, наглядные пособия, папки, методические пособия, нормативная документация) |
сентябрь |
Волотович Л.И. Творческая группа |
2 |
Проведение консультаций для классных руководителей, СППС, руководителей объединений по интересам «Моделирование шестого школьного дня» |
ежемесячно |
Волотович Л.И. |
3 |
Участие в районных семинарах по организации работы в шестой школьный день |
В течение года |
Волотович Л.И. Педагоги |
4 |
Выставка и обзор новинок литературы и интернет-ресурсов по направлениям воспитательной работы в шестой школьный день |
В течение года |
Волотович Л.И. Педагоги |
5 |
Размещение материалов на сайте школы (вкладки «Ресурсный центр», «Шестой день») |
1 раз в месяц |
Волотович Л.И. |
6 |
Обобщение педагогического опыта классных руководителей по теме «Эффективные формы организации совместного досуга детей и родителей в шестой школьный день недели» |
апрель |
Волотович Л.И. Томило М.И. |
7 |
Разработка методических рекомендаций для педагогов школы, района по вопросам организации свободного времени школьников |
Декабрь-январь |
Волотович Л.И. Творческая группа |
8 |
Освещение досуговых мероприятий в школьной газете «Школьный звонок», на сайте школы |
В течение года |
Волотович Л.И. |
II. Работа с учащимися |
|||
9 |
Проведение межшкольных соревнований по различным видам спорта |
1 раз в четверть |
Черняк Ф.Ф. |
10 |
Проведение совместных концертных программ, приуроченных к праздничным датам |
В течение года |
Мазура А.А. |
11 |
Организация совместных информационно-просветительских мероприятий с сельской экологической библиотекой |
1 раз в четверть |
Волотович Л.И. Творческая группа |
12 |
Организация информационно-просветительских мероприятий по предупреждению употребления алкогольных напитков, токсических и наркотических веществ (совместно с ИДН, ПНД) |
1 раз в четверть |
Вайтович Н.М. Барбосава С.В. |
13 |
Организация массовых досуговых мероприятий в рамках проекта «Интересный день суббота» |
В течение года |
Волотович Л.И. Творческая группа |
Работа с законными представителями |
|||
14 |
Проведение родительских суббот |
Октябрь, март, май |
Классные руководители |
15 |
Проведение совместных физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий совместно с учащимися и родителями |
1 раз в четверть |
Черняк Ф.Ф. |
16 |
Рейд «Подросток» |
Сентябрь, декабрь, март |
Вайтович Н.М. Барбосава С.В. |
17 |
Организация дежурства членов родительского комитета |
На протяжении года |
Волотович Л.И. |
18 |
Консультации для родителей по вопросам организации свободного времени детей и подростков |
В течение года |
Классные руководители |
19 |
Вовлечение родителей в социально значимую деятельность учреждения |
В течение года |
Классные руководители |
Формы работы с учащимися по учебным предметам в шестой школьный день