Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Формы работы с учащимися по учебным предметам в шестой школьный день

Дата: 18 сентября 2017 в 01:31

Формы работы с учащимися по учебным предметам

 в шестой школьный день

   Традиционные формы организации деятельности учащихся в шестой школьный день сегодня широко используются учреждениями образования. Это поддерживающие занятия для учащихся, испытывающих временные затруднения в изучении учебного предмета; стимулирующие занятия по подготовке учащихся к участию в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах; факультативные занятия для учащихся IX-XI классов, направленные на расширение и углубление предметных знаний, по допрофильной подготовке учащихся IX классов; кружки и экскурсии предметной направленности.

    Одна из наиболее эффективных форм дополнительных занятий с учащимися в шестой школьный день – кружок по учебному предмету. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Организуя его работу, следует заинтересовать учащихся, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы. Тематика кружков неодинакова для разных возрастных групп учащихся, она определяется учителем с учетом пожеланий ребят. К организации работы кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений по конкретной теме, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков к данному занятию и т. д.). На занятиях кружка учитель должен создать атмосферу свободного общения и активной дискуссии.

    Учащиеся VII—IX классов в кружках могут изучать свойства веществ и их получение, конструировать простейшие физические приборы, создавать химические модели, проводить химические и физические опыты и эксперименты, наблюдения за природными объектами и др.

     В X—XI классах учащимся интересно заниматься темами неорганического синтеза, аналитической химии, экономической географии, решением нестандартных математических, физических, географических задач, проектно-исследовательской деятельностью и др. Целесообразно организовывать кружковые занятия, тематика которых позволяет реализовать межпредметные связи.

    Наряду с уроками учебная работа в школе в шестой школьный день может проводиться в форме экскурсий. Экскурсия - это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире; непосредственно воспринимать и изучать жизненные явления и процессы. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. В поле, лесу, на реке школьники находятся в мире природы, учатся понимать ее красоту, а потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах, поделках. Экскурсии в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся.

    При организации работы в шестой школьный день с часто болеющими учащимися или испытывающими трудности в изучении учебного предмета (поддерживающие занятия) необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

-занятия целесообразно проводить с небольшими группами учащихся (по 3-4 человека в каждой); эти группы должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения их обучаемости;

- занятия должны быть максимально индивидуализированы, для чего необходимо разработать индивидуальную траекторию развития каждого учащегося с учетом анализа результатов учебной деятельности по предмету и типичных ошибок, допускаемых учеником в работах по той или иной теме;

 - занятия целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану.

    Параллельно с традиционными формами работы с учащимися в шестой  школьный день необходимо использовать новые формы: диспуты, дидактические игры, конкурсы предметной направленности, интеллектуальные турниры, КВН, тренинги, праздники, фестивали и т.п. В шестой школьный день целесообразно организовать совместную работу учащихся по подготовке учебных проектов, экспозиции фотовыставки, выставок предметной направленности (например, изготовленного учащимися оборудования для химического кабинета, простейших приборов для уроков физики и др.), очередного выпуска стенной газеты, школьных научно- популярных журналов, сборников ученических статей, мультимедийных презентаций к учебным занятиям, обеспечить работу клуба «Я могу помочь», в котором учащиеся-волонтѐры из числа старшеклассников проводят учебные занятия с теми, кто желает улучшить свои результаты по отдельным учебным предметам.

     В шестой школьный день рекомендуется также проведение итоговых мероприятий предметных недель, предметных дней (химии, математики и т.п.), школьных научно-практических конференций, открытых заседаний школьных научных обществ, учебных исследований и экспериментов, предметных олимпиад и вечеров, ученических спектаклей.

    Особое внимание следует обратить на возможности использования в субботу разнообразных игр. Игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающейся деятельности, форма освоения социального опыта. Игровой подход (имитационное моделирование) включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик готовится к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений, «проживая» эти ситуации и способы их решения в учебном процессе. Учащиеся учатся осуществлять и аргументировать выбор оптимального пути при наличии альтернативы, предусматривать последствия своего выбора, корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов, намечать цели и задачи (ведущие и промежуточные), объективно оценивать свою деятельность и ее результат. Игровой подход в обучении предполагает:

 * Создание в учебном пространстве модели реальной ситуации, в которой должны быть представлены все существенные признаки реальности.

* Определение ролей или позиций, взаимодействие которых воссоздаѐт в учебном пространстве различные стороны (аспекты) моделируемой кризисной ситуации.

* Создание положительного эмоционального климата, мотива.

* Организацию активной деятельности учащихся по освоению ролей и позиций.

* Осуществление учащимися рефлексии своей деятельности.

    Ролевая игра предусматривает исполнение еѐ участниками определѐнных ролей. Например, ассистентов, консультантов, оценщиков, учѐтчиков, организаторов и т.д. Деловая игра основывается на условном воспроизведении, имитации, моделировании реальной действительности, которую осваивают участники игры. Деловая игра - это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Соревновательные игры основаны на принципе соревнования в организации игрового обучения.

     Школьная практика свидетельствует и о продуктивности применения в шестой школьный день диспутов. Как известно, диспут - это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут существовать принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой диспута (при этом важно подчеркнуть актуальность выбираемой темы). Главная ценность этой формы - формирование диалектического мышления школьников. В ходе диспута учитель вовлекает учащихся в непринужденный, живой разговор, избегая тем самым формального похода к обучению; учит детей высказывать свое мнение и обосновывать его; приучает к диалогу, т.е. обучает вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы. Для организации диспута создаются команды, придерживающиеся различных точек зрения, которые готовят доклад (выступление) в защиту своего мнения. После выступления команды, на которое отводится строго определенное время, команда-оппонент задает вопросы по его содержанию. Задача оппонента состоит в критическом анализе доводов команды-докладчика. На вопросы оппонентов может отвечать любой член команды-докладчика. Важным является оценка педагогом или группой судей работы команд по следующим критериям: содержание информации, доступность изложения, качество презентации, аргументированность и точность ответов на вопросы.

Школьные выставки – коллективная форма работы в шестой школьный день, позволяющая привлечь к ее проведению большое количество учащихся и их родителей. Обычно на выставке освещается широкий круг вопросов, что позволяет ее организаторам и экскурсантам узнать немало нового и интересного, повторить пройденный материал, систематизировать знания и применить их в нестандартной ситуации. Выставки могут быть посвящены отдельным предметам и охватывать ряд учебных дисциплин. Например, «Физика у нас дома», «Математика в искусстве», «Твоя будущая профессия», «История моего города», «История моей страны в открытках», «Наши домашние питомцы» и т. д.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.