Время ответственности родителей
СТАТЬЯ 9.4. НЕВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Кодекс РБ об административных правонарушениях
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава 9
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ,
ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА, ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей
1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения этого возраста, -
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, -
влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
ВНИМАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ!
Круглосуточная «горячая линия» УВД Миноблисполкома 8-017-372-73-87
***
Областная экстренная круглосуточная психологическая служба «телефон доверия» 8-017-202-04-01
***
Областная линия наркологической помощи, по которой можно получить информацию о специализированной наркологической помощи в организациях здравоохранения области 8-017-331-90-64
***
Областная линия «зеленый номер», по которой граждане могут предоставлять информацию о правонарушениях, связанных с незаконным оборотам наркотиков 8-801-100-51-51
***
«Телефон доверия» психоневрологического диспансера учреждения здравоохранения «Солигорская центральная районная больница» 8-(0174)-23-02-98 (с 9.00 до 16.00, кроме выходных)
***
Телефон медицинского кабинета психологической помощи психоневрологического диспансера учреждения здравоохранения «Солигорская центральная районная больница» 8-(0174)-22-11-22 (с 8.00 до 17.00 кроме выходных).
Рекомендации психолога для родителей по предупреждению детско-родительских конфликтов с подростками
Для общения в семье с подростком можно выделить три основные цели: оказание поддержки ребенку, развитие взаимопонимания, целенаправленное воздействие. В соответствии с данными целями выделяются некоторые наиболее эффективные приемы.
Первая цель — поддержка ребенка.
— поддержка — основа формирования уверенности в себе у ваших детей;
— поддержка — важный мотивирующий фактор учения и основа конструктивного взаимодействия с людьми вообще.
Можно использовать невербальные и вербальные способы поддержки:
— через рукопожатие;
— через взгляд;
— через прикосновение;
— через жест;
— через мимику;
— через объятия.
Поддерживая ребенка, взрослый, сосредотачиваясь на позитивных сторонах своего ребенка, помогает поверить ему в свои силы, способности.
Поддержка значительно отличается от похвалы. Когда мы хвалим ребенка, мы оцениваем положительно его успехи. Поддержка – знак внимания подростку тогда, когда он оказывается в ситуации неуспеха. Таким образом, родитель дает ребенку следующее послание: «Я верю в тебя, в твои способности, ты сумеешь преодолеть эту трудность», при этом, родитель опирается на его сильные стороны, а не подчеркивает промахи.
Это можно сделать, используя фразы: «Я горжусь тобой», «Помнишь, у тебя не получалось, а ты сумел справиться, значит и в этот раз получится», «На ошибках учатся» и тому подобное. Можно поддержать ребенка прикосновением, улыбкой.
Одним из самых эффективных способов поддержки является умение слушать своего ребенка. Для того чтобы правильно общаться с подростком, чтобы ему хотелось делиться своими трудностями, переживаниями, существует навык, называемый техникой активного слушания.
Такая техника дает подростку ощущение собственной значимости, нужности, дает ему возможность выразить свои чувства, самому разобраться в сложившейся ситуации. Такая беседа между подростком и взрослым строится на равных, в чем подросшие дети нуждаются больше всего.
Для того чтобы слушать активно необходимо, во-первых, установить с ребенком контакт глазами. Такой контакт показывает подростку, что вам интересно то, что он говорит, вы в полном внимании.
Во-вторых, используются вопросы на понимание того, о чем рассказывает подросток, помогающие прояснить его позицию без критики.
В-третьих, активное слушание предполагает парафраз, то есть перефразирование того, что вам сообщили. Парафраз помогает уточнить смысл сказанного: «Я правильно понял, что …?».
В-четвертых, оно включает в себя «озвучивание» родителем чувства ребенка, например, «ты обижен на Петю» или «тебя огорчила эта ситуация», «ты чувствуешь себя растерянным».
При всей кажущейся простоте, освоение этой техники требует от родителей терпения, искреннего желания понять своего подростка. Гораздо проще дать кучу советов или раскритиковать его поведение, но такой стиль общения не сближает родителей и детей, хотя изредка дети и нуждаются просто в совете.
Вторая цель — развитие взаимопонимания. Общение, направленное на развитие взаимопонимания — основа установления открытых доверительных взаимоотношений. Главные условия реализации общения, направленного на развитие взаимопонимания:
— ориентация на систему ценностей, картину мира ребенка;
— наличие понимающего безоценочного принятия личности ребенка;
— наличие собственной открытой позиции без стремления закрыться «маской силы и ума».
Основные техники:
— Вербализация, то есть пересказ сообщения ребенка («Правильно ли я понял, что с тобой случилось...»).
— Отражение эмоций, то есть высказывание предположения об эмоциональном состоянии ребенка («Мне кажется, тебе сейчас грустно...»).
— «Угу» - слушанье, то есть выслушать ребенка, подтверждая свою включенность в его рассказ различными знаками.
Третья цель — целенаправленное воздействие. Целенаправленное воздействие — основа сознательного мотивирования подростков к изменениям. Воздействие может быть авторитарным или неавторитарным.
Неавторитарные (неимперативные) средства воздействия:
· Просьба («Не мог бы ты сделать...»):
— содействует повышению у подростка, которого о чем-то просят, собственной значимости.
· Предложение, то есть предоставление возможности обсудить варианты разрешения проблем («Мне бы хотелось, чтобы ты поступил...»; «Может быть, имеет смысл поступить так...»):
— содействует повышению осознанности выбора поведения, принятию на себя ответственности за последствия выбора.
· Убеждение, то есть обращение к имеющимся у подроска установкам и ценностям для доказательства собственной правоты и мотивирования к принятию решения:
— содействует формированию у детей внутренних мотиваторов желаемого поведения (действую не потому, что заставляют, а сам хочу).
· Техника – Я-высказывание. Родитель постоянно оказывается в ситуации, когда необходимо заявить о своей точке зрения, когда он испытывает сильные чувства по отношению к поступку своего ребенка.
Я-высказывание – это способ конструктивного выражения своих негативных эмоций без оскорбления подростка. Такое сообщение вызовет наименьшее сопротивление со стороны ребенка и, скорее всего, не приведет к новому конфликту. Алгоритм построения Я-высказвания такой:
-Безоценочное описание ситуации, вызвавшей ваши негативные чувства, например, «Когда я вижу огрызки на журнальном столике…», «Когда ты не предупреждаешь меня о том, что задерживаешься после тренировки…» и т.д.
-Описание чувства, которое вы испытываете: «…я чувствую злость, раздражение…», или «…я испытываю беспокойство…».
-Называние причин Ваших эмоций: «…ведь мы договаривались о том, что…».
-Предпочтительный выход из этой ситуации: «…мне бы хотелось, чтобы огрызки выбрасывались в мусорное ведро», «…я рассчитываю на то, что ты будешь предупреждать меня о том, что задержишься».
Грамотно сформулированные Я-высказывания помогут родителям выразить свое недовольство, высказать свои пожелания, но при этом не будут восприняты подростком негативно.
Рассмотренные нами психотехники при правильном их использовании могут оказаться чрезвычайно эффективными для выстраивания новых, искренних отношений со своими детьми, такие отношения не задевают самолюбие подростка и обучают его конструктивному взаимодействию с людьми.